в Музей                                                   

 

              Русло исчезнувшей речки Камышлов, или по-современному Камышловского лога делит территорию Исилькульского района на две подзоны: лесную заболоченную и южную сухую лесостепь. СПК " Сибирь" находится в лесостепной зоне, потому что земли, лежащие южнее Камышловских озер, под названием "10 - верстное пространство" находились в ведении правления Сибирского казачества.  Из них нарезались участки для поощрения за службу офицерам, а с конца XX века - стали сдаваться в аренду прибывающим переселенцам и отдельным предпринимателям для образования крупных хозяйств. В 1896 году для обслуживания железной дороги возник разъезд Горький (станции Кухарево). В 1899 году земля, находившаяся около железной дороги, была дана царским правительством русским офицерам - казакам. Ляпин получил землю теперешнего Маргенау. Так образовался поселок Ляпино. Офицер Иванов получил землю, на которой сейчас находится Ивановка, офицер Пучков - Пучково, Ляпино образовалось в 1902 году; Ивановка - 1901 году; Пучково - 1903 году. Так же земли арендовали немецкие  переселенцы  из   Поволжья.   В   1904   года  возникает небольшой поселок арендаторов — Гофнунгсталь. Село основали переселенцы из Украины: Литау, Штенборн, Эмрих, Ристо, Арон, Гиабрехт. Приехали они из безземелья. Земля была арендована у Григория Попова, жившего на территории совхоза '' Боевой". Времени строить основательные дома в первый год не хватило, зимовали в землянках. А с ранней весны застучали топоры. Строили основательно, надолго.  До сих пор стоит один из первых двадцати домов - Пауля Асофа Асофовича.  В Сибирь, как в хлебный край, прибывали организованные группы переселенцев и одиночные семьи. Ревкомы должны были позаботиться о размещении прибывающих на свободных участках, оказывать им помощь. В связи с начавшимся отчуждением пашен, местные жители начали переезжать на дальние угодья и основывать новые селенья. На территории бывшего колхоза " Сибирь" основали деревни «Муравей»,  «Пахарь» и  «Пролетаровку.   Некоторые группы прибывших объединялись в артели и коммуны, например "Пахарь"

      В Пучковском сельсовете были основаны Надеждовка, Новополь.

В переселенческих поселках Муравей, Пролетаровка и Пахарь создаются машинные товарищества(МТ). В Пахаре организаторами МТ выступили Василий Иванов с братьями Лаврентием и Семеном. Они первыми за кредит обзавелись жнейкой, сенокосилкой, а потом вместе с другими - молотилкой с двигателем, поставили мельницу. С началом коллективизации к братьям Ивановым присоединились их соседи,  и организовалась артель "Пахарь". В ней по-прежнему ведущую роль играли Василий Филиппович Иванов и его братья. В разгар "великого перелома" артель признали "лжеколхозом", а Ивановы подверглись раскулачиванию, как "Эксплуататоры машин с целью наживы".

 Позже, в 1904 году образуется Николай - Поль. В 1908 году Попов арендует  землю и образовывается д. Пахарь.

     Больше повезло культурным хозяевам в поселке Муравей. В нем в свое время машинное товарищество стало ТОЗом - товарищеским обществом землевладельцев,- а потом артелью "Муравей". Она сохранилась и с 1932 года стала передовым хозяйством района, его председатель - Даникитенко -  в 1934 года, первым среди исилькульцев, удостоился ордена Трудового Красного Знамени.  Возможно, не расправься в 1930 году с В.Ф.Ивановым и его братьями - и колхоз "Пахарь» был бы тоже в числе передовых. В 1928 году возникло в деревне Гофнунгсталь ТоЗ "Пионер"  В это общество вошли все жители села.

      В 1902 году из Бессарабии на поселение приехали Кафтан и Махшер. Они поселились в Ляпино. Население села Ляпино составляло 70 человек. А первыми русскими поселенцами были рязанцы, приехавшие в эти деревни в 1920 года.

     История Маргенау с самого начала была многонациональной. В самом начале XX века сюда из Бессарабии приехали богатые голландцы братья Риге, Эпп, Экк, братья Резеры, Винс Мирау, Гардер, Рамм.

Они-то и переименовали село в Маргенау, что означает в переводе с немецкого «утренняя заря». Так называлась деревня, откуда они приехали в Си­бирь.

             В селе Маргенау первый трактор появился в 1913 году у Ранна. У него была мельница, 40 лошадей, трактор, сельхозорудия, более 100 овец, на него работали десятки батраков. В основном это были австрийские и немецкие военнопленные. Возле станции Кухерево кулаки построили элеватор, чтобы было выгодно сбывать зерно.

В 1929 году в Маргенау  образовался  колхоз, и его назвали "Коминтерном». Первоначально он состоял из пяти семей - бедняков.  Первым председателем был Берг Ф. А.

       Основной тяговой силой в районе в двадцатые годы был скот - лошади, волы. Допущенные при коллективизации ошибки и неурожай 1931 года привели к резкому сокращению поголовья скота. Стали создаваться МТС, которые обслуживались натуральной оплатой.

Высоких  показателей достиг  колхоз" Муравей", возглавляемый Дмитрием Андреевичем Никитенко. Этот колхоз в 1935 голу получал по 20 центнер пшеницы с гектара. Д.А. Никитенко в феврале 1935 года был участником   Всесоюзного  съезда колхозников  - ударников.

         В тридцатые годы в деревне Гофнунгсталь возник первый колхоз "Ландман". Первым председателем колхоза стал Гид, Трудное было время, и все-таки в воспоминаниях старожилов он остался, как честный, справедливый руководитель. Из воспоминаний старожила Крампеца Якова Густовича, бывшего в то время бригадиром: "Первой техникой в колхозе было два колесных трактора. Закончилась осенняя отрада, но ждет зябь тракториста. А погода, как назло: ветер, снег, вперемешку с дождем. Даже председателю кажется, что работу необходимо приостановить, но глубокое чувство долга движет трактористами.  И гудят их машины, и готовится земля для будущего урожая".

        Село Гофнунгсталь разрастается, а в 1924 году неподалеку возникает село с подобным названием – Надеждовка.

        В Маргенау возникла в 1924 году ячейка коммунистов. Её секретарём был Щульц А.Н..  В 1945 году в Маргенау образовались МТС. Она стала называться Баррикадой. Первым директором был Лель. В МТС было 27 комбайнов, 32 трактора 4 автомобиля. А в 1949 году была построена мастерская МТС.

       В годы Великой отечественной войны из  глубокого тыла сибиряки рвались на фронт. Широкое распространение получило движение по передачи зерна государству из личных запасов.  Колхозники из Маргенауского сельсовета, только за три последних месяца 1944 года сдали из личных запасов в фонд РККА 811 пудов хлеба, 1712 пудов картофеля.  Наибольший вклад внесли труженики колхозов "Привет" и имени Тельмана. К началу Великой Отечественной Войны Россия и СССР стала для многих сотен тысяч немцев Родиной, ибо к тому времени прошло около двух  веков с тех пор, как они покинули германские земли, и по   приглашению   российских   самодержавцев   стали   осваивать восточные просторы. И их судьба тесно переплелась с судьбой русского и других народов России.

      В Исилькульском районе немецкое население компактно проживало в Маргенау, Николай - поле, Гофнунгстале. Солнцевке, Аполлоновке и иных селах и деревнях.

     Яков Густавович Крампец, уроженец села Маргенау, вспоминает свое трудармейство:
"В 1942 года отправили зимой в Воркуту. Жили в брезентовой палатке с печкой - буржуйкой.  А на улице - 30 градусов мороза, сбивающий с ног ветер. Первый год работал  на шахте проходчиком, а потом, до 1947 года, бригадиром. Все эти годы наполнены настоящей борьбой за выживание. Известие об окончании войны встретил в остроге трудоармейцев - вот самое яркое воспоминание"
В 1957 году трудоармеец
Я.Т. Крампец, за трудовые подвиги уже в мирные годы, был удостоен высшей награды - ордена Ленина. Сотни тысяч советских немцев погибли в трудоармии, приближая победу над общим врагом советских людей.

В честь погибших воинов, в селе Маргенау - центре колхоза "Сибиръ" - установили памятник.

    В 50-х годах началось укрепление колхозов.  Колхоз "Сибирь" образовался 1 февраля 1962 года на землях колхозов имени Николая Островского (село Пробуждение Баррикадского сельского совета), "Муравей" (село Муравей Боевого сельского совета), "Пахарь" (село Пахарь Боевского сельсовета), "Заря Свободы" (село Красный Борок),: "Привет" (сел Маргенау, Ивановка, Розовка Кухаревскогосельсовета, Пролетаровка - Боевого сельсовета), имени Энгельса (села Гофеунгсталь, Надеждовка  Кухаревского    сельсовета),  имени Чкалова (село Пучково Маргенауского сельского совета).   В1962 году колхоз имел 15607 га земли, в том числе 11309 пашни 214 -естественных сенокосов,. 33 га плодово-ягодных и т.д.

Во главе укрепленного хозяйства встал талантливый организатор - Иван Александрович Земан.

      До 1909 года школы не было. Обучение проходило в селе. Ивановка, на дому. Шульц А.А. учил детей из Ивановки и Маргенау чтению, счету и письму. В 1909 году собственники собрали деньги и купили школу. Это была начальная школа на немецком языке.  1917 - 1918 годах была построена семилетняя школа.  На государственные средства в 1924 - 1925 годах была построена Маргенауская средняя школа. Это была десятилетка на немецком языке. Первым директором был Вартель.
       Дореволюционная деревня не знала таких учреждений культуры, как
клубы. Их роль в какой - то мере выполняли церкви. При молитвенном доме Маргенау существовали хоры. Молитвенный дом в Маргенау находился в центре села. После революции он был закрыт, а в этом помещении был открыт клуб. Активной участницей была Классен В. А..  Новый дом культуры построили лишь в 1950 году. В годы восьмой пятилетки вошел в строй Кухаревский сельский дом культуры на 330 мест.  

 

         Немало идеологического шума испускалось по поводу "атеистического воспитания" населения.  Партийно-Советский актив "безбожников" беспокоило то, что в районе была развернута (на 1968 год) активная работа 12 сектантских общин и групп, объединяющих более 1270 человек, среди них были люди самых различных религиозных воззрений – православные, молокане, пятидесятники, адвентисты, баптисты, менониты и другие.  Безусловно, организаторов антирелигиозного движения беспокоило то, что молодежь, попав в сети сектантской пропаганды, не шла в комсомол. Об этом красноречиво свидетельствовали цифры.  Например, в Ивановской начальной школе, где обучалось 30 человек, не было ни одного пионера. В немецких поселках Пучково,  Солнцевке,  Аполлоновке  и  других - существовали религиозные секты баптистов, деятельность которых власти  не признавали, проповедников и активистов даже предавали. Возможно, эти антидемократические действия и привели к массовому выезду лиц немецкой национальности в Германию.

 

           Начиная с 1963 года, более двадцати лет проработал председателем колхоза "Сибирь" бывший комбайнер М.Е. Сербин, За эти годы значительно укрепилась экономика - хозяйства, повысилось материальное благополучие колхозников, преобразились населенные пункты.

В 1976 году - в колхозе "Сибирь" - насчитывалось всей техники:  автомобилей — 51; тракторов - 71; К - 700 - шесть; комбайнов - 32.

Производительность труда по сравнению с 1962 годом возросла

 

                                                             1962год           1976год                                                                 

                                                             

Производство молока                       1928  т.               3150 т.               

Производство мяса                          ЗЗО,1 т.                 530 т.

Производство зерна                        5886,5 т.           17/7ц/га

                                   

Продажа государству ( в тоннах)

Зерно                                                   2434 т.               5900 т.

Картофель                                            89,2 т.                 710 т.

Молоко                                              1747,7 т.               2850 т.

Мясо                                                     3216 т.                 485 т.

 

 

           О Михаиле Еремеевиче Сербине  Н.П. Пирогов отозвался так:  "Сам он - из местных жителей, участник войны; работал комбайнером и за успехи был награжден орденом Ленина. С1963 года избирается председателем колхоза. Деловит, скромен, влюблен в свое дело. При нем колхоз начал набирать силу и вышел в полеводстве и животноводстве на первое место. Колхоз по итогам 10 пятилетки награжден переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС с занесением на всесоюзную Доску Почета на ВДНХ СССР. На базе колхоза "Сибирь" создана и работала многие годы “Областная школа передового опыта", где прошли учебу многие руководители и главные специалисты колхозов и совхозов области.  Центральная усадьба колхоза - целый городок: имеются стадион, парк, Торговый центр, Дом Культуры, больница, столовая. В бригадах построены школы, детские садики, Михаил Еремеевич за достигнутые результаты награжден орденами  Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, ‹‹Знак Почета»,  а  за  отвагу  и  мужество   на   фронте орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней".

 

        В девятой пятилетке падала продуктивность. Во многом сказались неблагоприятные погодные условия, поэтому по ряду показателей три года девятой пятилетки планы района не выполнялись. Положение стало несколько поправляться в десятой пятилетке (1976 – 1980гг). 1965 – 1990 годы можно   ПО  праву назвать годами бурного строительства в  г. Исилькуле, селах и деревнях района. Процесс насильственной ликвидации  малых, «неперспективных» деревень не обошел эти места. Уже в декабре 1956 года решением исполкома были   исключены.   

        Из чисел населенных пунктов 35 деревень, аулов, кордонов,   в   том   числе   -   Пахарь   и   Надеждовка, Муравей, Пролетаровка, Пробуждение.   

         Решением от 28 мая 1969 года из списка существующих исключено еще 7 селений, среди которых находилась деревня Красный Борок.  Произошло сокращение числа сельских жителей. Особенно заметным был отток молодежи. Этот процесс затрагивал не только малые населенные пункты, где не было восьмилетних школ, детских садов, где мало строилось жилья, но и имеющие необходимые условия социальной жизни.  Значительно сократилось население станции Кукарево и др.

    

   В годы девятой пятилетки стали регулярно проводиться взаимопроверки хозяйств по подготовке техники к полевым работам, заключаться договора на социалистическое соревнование между трудовыми  коллективами.   Так  колхоз   "Россия"   соревновался   с колхозом 'Сибирь"

     Кавалеры ордена Ленина трех степеней:  И.А.Земан, В.Н.Хохлов (1957). М.А. Петерс (1966), Н.А.Аллерт бригадир колхоза '`Сибирь". Сейчас в колхоз «Сибирь» входят села:  Маргенау, Ивановка, Николай-Поль, Гофнунгсталь и Пучково.В журнале «Крестьянка» (1969год) Л.Сорокина опубликовала свою статью о том, как живут жители колхоза «Сибирь»:

   "В хозяйстве 210 молодых людей. Все работают с полной отдачей сил. Для каждого находится дело по душе. Если любишь технику так, как недавние солдаты Петр Зарецкий и Петр Дитмайер,- садись за руль автомобиля или штурвал комбайна  Зарецкий и Дитмайер выбрали баранку. Старательные ребята:  нужно для дела - готовы сутками не оставлять кабину!

       Из армии вернулся в родной колхоз Иосиф Бургардт. Иосифа направили в скотники и не ошиблись, - работает безупречно.

Уважают в нашем колхозе сестер Соловьевых - Олю, Тамару и Веру.  Все три пошли по стопам матери, Любови Федоровны- стали доярками. Работают сестры на комсомольской молодежной ферме.  Таких ферм в колхозе две. Доярками и скотниками там, в большинстве выпускники восьмилетней школы. Многие продолжают учебу в вечерней школе. Первенство  у нас держат и футболисты, волейболисты, любители шахмат, стрелки. Наш колхоз не жалеет денег на развитиё спорта: к 100 литою со дня рождения В. И. Ленина появился у молодежи отличный стадион. Кроме того, имеется Дом Культуры, средняя школа, комбинат бытового обслуживания, торговый центр, в трех населенных пунктах — детские ясли. Все это тоже готово к юбилею Ильича.  Ну, и дома! У нас вырастают десятками, так что молодоженам не приходится ломать голову над тем, где найти жилье.  Велик счет добрых дел в нашей комсомолии! Ее заботами создана при средней школе постоянная ученическая производственная бригада.  Это она заложила парк, названный именем космонавта имени Комарова".

 

       В настоящее время из всех старожил, которые жили на территории этого хозяйства, основная часть уехала, на постоянное жительство в Германию. Но в музее сохранились воспоминания и интервью, которые они давали при встречи. Вот, что рассказывали старожилы нашего села Отто Георгиевич Зоммер и Лилия Георгиевна Дизер.
Отто Георгиевич Зоммер родился в 1942 в селе Трубецком современного Азовского района, Предки по матери-баптисты, выходцы из Грослибенталя из-под Одессы. До поселения в Маргенау жили близ станции Токуши в Северном Казахстане. Закончил школу в Маргенау, обучение в которой в 1938 году перевели на русский язык, а до этого русский преподавали, как иностранный.

     О жизни села, он рассказывал по личным воспоминаниям и разговорам старших.  Прежде здесь жили одни меннониты. Главным из них был Экк и его зятья Ригери и Ран. Среди арендаторов был и Зоммер.

    Прежде дома в селе стояли редко, образовывали одну улицу. До войны много было деревянных домов, зато и горели часто. Крыши делали железные. Саманные дома строили без фундамента. Скотину держали в тепле, сараи строили до 50 метров длиной. В дом входили через сарай, комнаты отапливали печью-голландкой. Во дворах печей для хлеба не строили, лишь небольшие для приготовления пищи. Имелись также погреба, все заполненные картошкой, т.к. ее варили и для свиней.

    Война принесла много бед. Руководителей-немцев арестовывали, судили по статье 58 или 109 или забирали в трудармию. 

     

        На протяжение 100 лет село претерпевало множество изменений. Если в период с 30-х до начала 90 годов приоритет был отдан    созданию     коллективных    хозяйств колхозов, совхозов. Правительством отдавалось селу большое внимание. Деревни отстраивались, на селе появились дороги с твердым покрытием. Очень большое внимание уделяюсь на селе культурной и спортивной жизни, во всех населенных пунктах построены дома культуры, стадионы.
        За девять десятилеток Маргенау знало и праздники, и горькие
дни.  Непросто    складывалась его история, нелегкая судьба выпала на долю его старожилов. Для нескольких поколений потомков первых переселенцев село стало родиной, оно росло и хорошело. И, принимая гостей на большой праздник, сельчанам  было что показать. Крепкие, просторные дома утопают в зелени, в каждом дворе — легковой автомобиль или мотоцикл. А дворов сегодня в Маргенау 225. Проживает  800 жителей. На территории сельского Совета в четырех селах живут русские, украинцы, казахи, но три четверти населения — немцы. Живут здесь дружно, в Маргенау много смешанных семей, имена, отчества и фамилии у большинства жителей тоже интернациональные — русско-немецкие.

        Один из праздников, проходивший на 89-летие села Маргенау, запомнился многим. И теперь он останется в их памяти как яркий момент в жизни.
Праздник   начался   с экскурсии по селу.    Вела ее преподаватель немецкого языка Маргенауской средней школы Ирина Рихардовна Штейнке на двух языках. Фольклорные коллективы, среди них были немецкие, русские, украинский, казахский — со всей области их приехало 22, да 6 коллективов представляли хозяев праздника — шли по селу с песнями, танцами - Хозяйки приготовили на­циональные блюда, украсили дома, дворы, гостеприимно приглашали отведать угощение. У ворот сельского стадиона участников праздничного шествия встречала директор маргенаусского Дома культуры Екатерина Августовна Богданова. Пропуском на праздник была песня. И звучали над селом, над стадионом, заполненным нарядно одетыми гостями и хозяевами, немецкие народные частушки, русские плясовые, протяжные казахские мелодии. С началом праздника гостей и участников поздравили председатель исполкома сельского Совета  В. А. Кноль и председатель колхоза    «Сибирь»    А. П. Прощенко. Вымпел праздника подняли один из старейших механизаторов колхоза Отто Георгиевич Амрайн и четырехлетняя Валюша Беннер. А потом, как и положено, на больших праздничных торжествах, был парад. После колонны знаменосцев круг почета прошли ветераны Маргенау, самодеятельные артисты в красочных народных костюмах, лучшие рационализаторы продемонстрировали самодельную технику — трактор, незаменимый в домашнем хозяйстве, косилки. Торжественно прошествовала по стадиону корова Февралька, знаменитая в здешних местах тем, что дает в день по 35 литров молока. Молодежь выехала на парад на мотоциклах, а завершили шествие самые юные любители техники на трехколесных  велосипедах.

        На импровизированной сцене посреди стадиона сменяли друг друга фольклорные коллективы из Гофнунгсталя и Цветнополья, аула Каскат и села Украинка. Откуда только не съехались в этот день гости в Маргенау! Из Любинского района приехали фольклорные коллективы колхозов им, Ф. Энгельса и Розы Люксембург, из ОПХ «Боевое» — хор ветеранов.  Настоящим  сюрпризом для детей было  по­явление на празднике барона Мюнхгаузена, прибывшего в Маргенау прямо с чаепития  у  индийского раджи. Под огромной наседкой на сцену прибыли герои немецких сказок — гномики. На ослике приехали веселые бременские музыканты. Такого в Маргенау еще не видели, а как нужны такие праздники, чтобы чаще мы улыбались друг другу, чтобы больше ценили то, чем владеем, пока живем на родной земле.

        В тот день на сельском стадионе слова приветствия и благодарности звучали не только в адрес лучших механизаторов и доярок, но и в адрес лучших хозяек и хозяев. Мастерицы и рукодельницы четырех сел Сельского Совета приготовили к празднику целую выставку. Расшитые ковры и кружевные, выбитые салфетки, вязание и традиционные украшения немецкого дома, виртуозно сшитые детские вещи. Шатры, где разместилась эта экспозиция, пользовались большим успехом. Призы лучших хозяек получили М. Э. Бургарт, Э. Я. Петкау и Л. Я. Дизер.

       Тысячи свадеб отпраздновали в Маргенау за 90 лет его биографии, но эта была особенной. После торжественной регистрации, организованной прямо на стадионе, невесту — молодую учительницу Неллю Лель и жениха — учащегося сельхозтехникума Николая Мирау по немецким народным обычаям поздравляли фольклорные коллективы. По традиции, унаследованной от предков, они танцевали вальс, а потом гости в национальных костюмах исполняли для них  свадебные частушки и веселые песенки.

Жених с невестой в сопровождении родных и друзей покинули стадион, а в запасе у праздника осталось еще много интересного. Гостей ждала лотерея, а вечером — сюрприз-ралли: автолюбители прошли отборочный конкурс, ведь в качестве приза организаторы приготовили заманчивые подарки — автопокрышки.

          В празднике приняли участие секретарь обкома КПСС Н. Е. Журавлев, начальник управления культуры облисполкома Н. М. Генова, участники проходивших в эти дни в нашей области дней немецкой литературы и искусства. Поэты В. К. Гейац и Р. Я. Лейс прочли свои стихи на немецком языке.

       Праздник удался на славу. А главное — он стал хорошим уроком на будущее. Многие  из гостей приехали сюда издалека, чтобы посмотреть и поучиться, ведь национальные праздники — немецкие, казахские, украинские, татарские — становятся в области доброй традицией. — Немецкие народные песни, выступления  фольклорных ансамблей и прежде были непременной  частью  праздничных концертов, народных гуляний у нас в районе, — сказал секретарь Исилькульското  райкома партии А. П. Ивченков. — Но такого  большого национального праздника до сих пор, конечно, не  было. Сегодня  мы увидели, как они нужны. Ни русские, ни казахи, ни украинцы  не были на нем лишними. А как подоб­рели люди, какая хорошая атмосфера царит сегодня! Думаю, что всем гостям  в  Маргенау было хорошо и  радостно. Из 49   тысяч   жителей  района   8 тысяч — немцы по национальности. Многие из них побывали на празднике в Маргенау, увидели, что их народные песни, обычаи, традиции живы, что их готовы уважать люди всех национальностей, живущие по соседству.   Конечно же,  будем делать все, чтобы такие праздники  стали у нас традиционными.

      ...Маргенау — значит   утренняя заря. Когда-то переселенцы  дали селу это    имя,    чтобы оно  напомнило им покинутую родину. А всем, кто побывал на первом областном немецком празднике в Маргенау, оно будет напоминать    о том, что на сибир­ской   земле   много   десятилетий в дружбе живут,  деля радость и горе, люди многих национальностей.

 

        С началом перестройки 90-х гг. ХХ столетия на село внимание стали обращать очень мало. Начали развиваться рыночные отношения. Но рыночные отношения отразились на селе, сыграв отрицательно. И основной причиной стало то, что монополисты на сегодняшний день диктуют свои цены, и эта политика цен ставит селян на колени. Производимая селянами продукция скупается сегодня по мизерным ценам, через посредников.  И селу сегодня трудно выйти на прямой сбыт своей продукции, минуя посредников. Государство сегодня самоустранилось от проблем селян 

                             

        Селу уже более ста лет. Каким будет  село Завтра?  Что мы сможем сделать для того, чтобы не уезжали из дома молодые люди, а получив высшее, средне - специальное  образование, вновь возвращались к родному гнезду и строили новое. Это вопросы сегодняшнего дня и решать их нам уже сейчас. Наше село имеет славную историю, а былая слава не проходит бесследно. Ведь историю села творят люди.  А люди – это мы. Нам здесь жить!

 

 

                                          Маргенау

 

Уж более ста лет деревне…

Недавно маленькой была.

Но многие узнали сразу,

Что Маргенау – их судьба.

 Здесь по-особенному шепчутся березы,

Сияет снег, лаская серебром глаза.

И по ночам немым вопросом

Восходит тихая луна.

Люби покрепче край родной!

Здесь мы живем семьей одной,

Не только связаны пропиской,

А жизнью, как ростки с землей!                                       
 

 

                                                        Кноль В.А

                                                ( председатель Сельского Совета 1980-2005гг)
 

                                                                в Музей

Hosted by uCoz